+7 (495) 723-19-70 ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Атомэксперт24

Атомэксперт24 - опытная экспертная организация, специализирующаяся в области проведения экспертизы документации по обеспечению ядерно-радиационной безопасности.

Мы оказываем помощь предприятиям, которым нужна атомная лицензия Ростехнадзора, Росатома и другие разрешительные документы для работы на объектах использования ядерной энергии.

Подробнее

 

Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходов. НП-072-13.

Библиотека / Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии / Ядерная и радиационная безопасность (технические аспекты) / Пункты хранения / Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходов. НП-072-13.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

  
 

 

УТВЕРЖДЕНЫ 

приказом Федеральной службы 

по экологическому, технологическому 

и атомному надзору 

от 5 июля 2013 г. № 288

 

 

 ПРАВИЛА ПЕРЕВОДА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА ИЛИ РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ

(НП-072-13)

 

 

 

Вступил в силу  

с « 8_» ноября 2013 г. 

 

  
 

Москва 2013



Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы (НП-072-13)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Москва, 2013

Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы» устанавливают требования к переводу ядерных материалов в виде простых веществ или соединений, смесей, сплавов, изделий, учетных единиц, содержащих ядерные материалы, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ядерных материалов в радиоактивные вещества  или в радиоактивные отходы.

Выпускаются взамен федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов» (НП-072-06)*.

Разработаны на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2013 г. № 288 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы» зарегистрирован в Минюсте России 2 октября 2013 г., № 30082.

_______________________________________ 
*)Нормативный документ разработан межведомственной рабочей группой, сформированной из представителей Госкорпорации «Росатом», Ростехнадзора и ФБУ «НТЦ ЯРБ».


I.       Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446), Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6078; 2009, № 29, ст. 3642; 2010, № 23, ст. 2789; № 48, ст. 6246; 2011, № 1, ст. 49; № 29, ст. 4281; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4591; № 30, ст. 4596; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446), Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 29, ст. 4281), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549; 2012, № 51, ст. 7203), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2188; 2009, № 18, ст. 2248; 2011, № 7, ст. 979).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к переводу ядерных материалов в виде простых веществ или соединений, смесей, сплавов, изделий, учетных единиц, содержащих ядерные материалы (далее – ЯМ), состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ядерных материалов в радиоактивные вещества (далее – РВ) или в радиоактивные отходы (далее – РАО).

3. В соответствии с настоящими Правилами переводу в ЯМ подлежат РВ, РАО, которые содержат ЯМ и поступили для переработки в зону баланса материалов (далее – ЗБМ) с целью извлечения ЯМ.

4. Настоящие Правила распространяются  на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля при производстве, использовании, переработке, хранении ЯМ, специальных неядерных материалов (за исключением дейтерия и лития-6), РВ и РАО независимо от организационно-правовой формы юридических лиц, занятых перечисленными видами деятельности, и формы собственности на указанные материалы, РВ или РАО. 
 

II. Общие положения

5. При переводе ЯМ в РВ или РАО выполняется комплекс организационных и технических мероприятий, в результате проведения которых ЯМ, содержащиеся в продуктах, признанных непригодными для дальнейшего использования по назначению и подготовленные к хранению, а также в продуктах, использованных для изготовления РВ, снимаются с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ, а полученные РВ, РАО, при условии их соответствия критериям отнесения к РАО и (или) РВ, ставятся на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО (далее - перевод ЯМ в РВ или РАО).

6. Наименования и параметры ЯМ, которые переводятся в РВ или РАО, устанавливаются организацией, осуществляющей обращение с ЯМ (далее – организация).

7. Перевод ЯМ в РВ, РАО должен осуществляться в ЗБМ по месту их учета на основании документа, составленного в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил и утвержденного руководителем организации, либо лицом, им уполномоченным.

8. Для ЯМ, подготовленных к переводу в РВ, РАО, должны быть определены значения их массы и других характеристик с использованием установленных в программе измерений ЯМ, РВ, РАО методик и средств измерений. Результаты измерений должны быть указаны в учетных документах на ЯМ, которые переводятся в РВ или РАО.

9. ЯМ при переводе в РАО должны сниматься с учета после передачи содержащих их продуктов из ЗБМ в пункт хранения РАО. Факт передачи продуктов оформляется документом, содержащим данные как о ЯМ, так и о РАО. Документ должен быть подписан материально ответственным лицом, осуществляющим учет ЯМ, или должностным лицом, ответственным за учет ЯМ, а также лицом, ответственным за учет и контроль РАО в организации, и утвержден руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

10. Снятие с учета ЯМ в системе государственного учета и контроля ЯМ при переводе в РВ должно осуществляться на основании учетных документов ЯМ и РВ после передачи РВ из ЗБМ на склад готовой продукции или организации-получателю. Факт передачи РВ оформляется документом, который должен быть подписан материально ответственным лицом, осуществляющим учет ЯМ, или должностным лицом, ответственным за учет ЯМ, а также лицом, ответственным за учет и контроль РВ в организации, и утвержден руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

11. Количество ЯМ, снятых организацией с государственного учета при переводе ЯМ в РВ и (или) РАО, должно быть зарегистрировано в учетных и отчетных документах системы государственного учета и контроля ЯМ. Количество и характеристики РВ и (или) РАО, поставленных на государственный учет, должны быть зарегистрированы в учетных и отчетных документах системы государственного учета и контроля РВ и РАО.

12. При переводе РВ, РАО в ЯМ выполняется комплекс организационных и технических мероприятий по определению в РВ, РАО содержания ЯМ, в результате которых РВ, РАО снимаются с учета в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, а ЯМ, при условии соответствия их параметров критериям отнесения к ЯМ, ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ (далее - перевод РВ, РАО в ЯМ).

13. Перевод РВ, РАО в ЯМ допускается осуществлять только в ЗБМ организации, обладающей лицензией на обращение с ЯМ.

14. При поступлении учетных единиц РВ, РАО (партии РВ, упаковок, радионуклидных источников) для переработки с целью извлечения ЯМ в ЗБМ получателя должны быть выполнены необходимые процедуры по переводу этих РВ, РАО в ЯМ. При этом ЯМ, содержащиеся в полученных продуктах, должны быть поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ. 
 

III. Перевод ядерных материалов в радиоактивные отходы

15. ЯМ переводятся в РАО при соблюдении следующих условий:

невозможно или экономически нецелесообразно извлечение ЯМ из продуктов с использованием существующих в Российской Федерации технологий переработки;

исключено последующее использование РАО, переданных для переработки и хранения, на основе применения существующих в Российской Федерации технологий без проведения специальных организационно-технических мероприятий.

16. После подготовки продуктов и оформления для них учетных документов передача продуктов из емкостей, хранилищ, в которых они содержатся, в аппараты технологического процесса переработки ЯМ должна быть исключена с помощью технических средств (например, блокировок, отключения вентилей), опечатываемых идентифицируемыми устройствами одноразового действия, обеспечивающими защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения (далее – пломбы), удовлетворяющими требованиям национальных стандартов.

17. Регламент (методика), в соответствии с которым в организации осуществляется перевод ЯМ в РАО, должен быть разработан организацией и согласован с Госкорпорацией "Росатом". В случае нарушения регламента (методики) организация должна представить в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ЯМ на федеральном уровне, документ, содержащий причины нарушения и мероприятия, направленные на снижение потерь ЯМ.

Регламент (методика) должен содержать:

значения характеристик ЯМ, переводимых в РАО;

перечень обязательных мероприятий по подготовке к переводу и переводу ЯМ в РАО, порядок и технология их выполнения;

привлекаемый персонал и необходимые оборудование и приборы;

порядок определения количества ЯМ, переводимых в РАО;

требования к срокам выполнения мероприятий по переводу ЯМ в РАО;

перечень, формы и порядок ведения документов, оформляемых при переводе ЯМ в РАО;

другие положения, определяемые особенностью деятельности организации.

18. Должны быть назначены лица, ответственные за оформление и передачу РАО из ЗБМ в пункт хранения РАО.

Перевод ЯМ в РАО осуществляется на основании акта комиссии, утвержденного руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

Комиссия организации должна назначаться распорядительным документом руководителя организации или лица, им уполномоченного. В распорядительном документе должны быть определены состав комиссии и период ее полномочий. В состав комиссии должно быть включено должностное лицо, ответственное за учет ЯМ, и лицо, ответственное за учет и контроль РАО в организации.

19. Комиссия, назначенная в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, должна осуществить:

проверку выполнения условий, установленных настоящими Правилами и нормативными документами организации;

проверку параметров ЯМ, переводимых в РАО.

При этом должны быть установлены:

соответствие порядка определения фактически наличного количества ЯМ, переводимых в РАО, порядку, установленному нормативными документами организации;

соответствие фактических параметров учетных единиц зарегистрированным учетным данным и радиационным характеристикам.

20. Результаты работы комиссии, назначенной в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, должны быть оформлены актом. Акт комиссии должен содержать:

основание для создания комиссии, состав комиссии;

основание для перевода подготовленных ЯМ в РАО;

указание мест размещения ЯМ, подготовленных к переводу в РАО;

результаты проверки соблюдения условий перевода ЯМ в РАО в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

выводы и предложения комиссии о возможности перевода подготовленных ЯМ в РАО;

номера упаковок с ЯМ, подготовленных к переводу в РАО и идентификаторы пломб, установленных на упаковках;

данные, необходимые для внесения соответствующих изменений в учетные документы при снятии с учета ЯМ и постановке на учет РАО;

подписи всех членов комиссии.

21. Оформленный и утвержденный акт должен быть направлен в службу (подразделение), осуществляющую учет ЯМ в организации, и в службу (подразделение), осуществляющую учет РВ и РАО в организации.

22. На основании акта комиссии руководитель организации должен издать распорядительный документ о переводе ЯМ в РАО и передаче их из ЗБМ в пункт хранения РАО.

ЯМ должны быть сняты с учета в ЗБМ и поставлены на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО в течение двух рабочих дней с момента передачи ЯМ, переведенных в РАО, из ЗБМ в пункт хранения РАО. Основанием для документального оформления снятия ЯМ с учета в ЗБМ является наличие документа о получении и постановке на учет РАО, подписанного материально ответственным лицом, осуществляющим учет ЯМ, или должностным лицом, ответственным за учет ЯМ, а также лицом, ответственным за учет и контроль РВ, РАО в организации. 
 

IV. Перевод  ядерных материалов в радиоактивные вещества

23. ЯМ могут переводиться в РВ при выполнении следующих условий:

наличие оформленного документа, являющегося основанием для перевода ЯМ  в РВ (договор, документы на перевод ЯМ в РВ);

наличие расчета потребностей количества ЯМ для изготовления РВ с учетом всех потерь ЯМ;

наличие решения Госкорпорации "Росатом" на использование ЯМ при изготовлении РВ (для ЯМ, находящихся в федеральной собственности) или наличие решения руководителя организации на использование ЯМ в производстве по изготовлению РВ (в случае использования ЯМ, находящихся в собственности юридического лица);

наличие акта выполнения работ по изготовлению РВ или другого документа, подтверждающего факт изготовления РВ;

количество ЯМ, которое может быть использовано при изготовлении РВ в данной организации, определено в договорах (контрактах) между организацией-изготовителем и организацией-заказчиком;

количество ЯМ, содержащееся в продуктах, подготовленных к переводу в РВ, не превышает минимального количества, начиная с которого они подлежат учету и контролю в государственной системе учета и контроля ЯМ, за исключением обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических изделиях, используемых для радиационной защиты (далее – изделия радиационной защиты);

соответствие РВ требованиям паспорта или иного документа, удостоверяющего его характеристики и качество.

24. Процедуры перевода ЯМ в РВ и передачи РВ на места хранения (склад, кладовая) должны быть регламентированы в организационно-распорядительных документах организации. Перевод ЯМ в РВ осуществляется на основании акта комиссии, утвержденного руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

Комиссия организации должна назначаться распорядительным документом руководителя организации или лица, им уполномоченного. В распорядительном документе должны быть определены состав комиссии и период ее полномочий. В состав комиссии должно быть включено должностное лицо, ответственное за учет ЯМ, и лицо, ответственное за учет и контроль РВ в организации. В случае необходимости в организации создаются несколько комиссий.

25. Результаты работы комиссии, назначенной в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, оформляются актом, который должен содержать:

основание для создания комиссии, ее состав;

основание для перевода подготовленных ЯМ в РВ;

указание мест размещения ЯМ, подготовленных к переводу в РВ;

выводы и предложения комиссии о возможности перевода подготовленных ЯМ в РВ;

номера упаковок с ЯМ, подготовленных к переводу в РВ и идентификаторы пломб, установленных на упаковках;

данные, необходимые для снятия с учета ЯМ, и данные, необходимые для постановки на учет РВ;

подписи всех членов комиссии.

26. Акт направляется в службу (подразделение), осуществляющую учет ЯМ в организации, и в службу (подразделение), осуществляющую учет РВ в организации.

27. На основании акта комиссии руководитель организации должен издать распорядительный документ о переводе ЯМ в РВ.

28. Документальное оформление снятия с учета ЯМ, использованных для изготовления РВ, изделий радиационной защиты, которые не подлежат дальнейшему учету в системе государственного учета и контроля ЯМ, должно производиться на основании оформленного в установленном порядке получателем РВ акта приема или на основании подписи в накладной представителя получателя РВ (полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующей доверенностью). 
 

V. Перевод радиоактивных веществ, радиоактивных отходов в ядерные материалы при переработке радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы

29. При получении РВ, РАО (партии, упаковок, радионуклидных источников) на переработку с целью извлечения ЯМ в ЗБМ должны быть выполнены измерения содержания ЯМ в РВ, РАО с помощью средств и методик измерений, установленных в программе измерений.

Данные, полученные в результате этих измерений, в совокупности с данными, приведенными в учетных документах поставщика на учетные единицы РВ, РАО, должны быть достаточны для определения количества ЯМ, перевода РВ, РАО в ЯМ, оформления учетных документов и постановки ЯМ на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ.

30. Прием и постановка на учет ЯМ, содержащихся в РВ, РАО, должны быть произведены в ЗБМ не позднее 10 суток с момента утверждения документа о переводе РВ, РАО в ЯМ руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

31. Порядок подготовки РВ, изделий радиационной защиты, РАО (в том числе при переработке в организации или отправке на переработку за ее пределы) с целью выделения ЯМ должен быть установлен в организационно-распорядительных документах организации.

32. Перевод РВ, РАО в ЯМ должен осуществляться на основании акта комиссии, утвержденного руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

33. Комиссия организации должна назначаться распорядительным документом руководителя организации или лицом, им уполномоченным. В распорядительном документе должны быть определены состав комиссии и период ее полномочий. В состав комиссии должно быть включено должностное лицо, ответственное за учет ЯМ, и лицо, ответственное за учет и контроль РВ, РАО в организации.

В случае необходимости в организации создаются несколько комиссий.

34. Результаты работы комиссии, назначенной в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил, оформляются актом, который должен содержать:

основание для создания комиссии, ее состав;

основание для переработки РВ, РАО, изделий радиационной защиты и получения из них ЯМ;

указание мест размещения и технологий переработки РВ, РАО, изделий радиационной защиты, подготовленных для получения из них ЯМ;

выводы и предложения комиссии о возможности перевода подготовленных РВ, РАО, изделий радиационной защиты в ЯМ;

номера упаковок с РВ, РАО, подготовленных к переводу в ЯМ и идентификаторы пломб, установленных на упаковках;

данные, необходимые для снятия с учета РВ, РАО, изделий радиационной защиты, и данные, необходимые для постановки на учет ЯМ;

подписи всех членов комиссии.

35. Акт комиссии направляется в службу (подразделение), осуществляющую учет ЯМ в организации, и в службу (подразделение), осуществляющую учет и контроль РВ, РАО в организации.

36. На основании акта комиссии должен быть издан распорядительный документ руководителя организации о переводе РВ, РАО в ЯМ. 
 

VI. Перевод радиоактивных веществ, содержащих ядерные материалы, в ядерные материалы

37. РВ в виде открытых радионуклидных источников или закрытых радионуклидных источников, содержащие ЯМ, а также изделия радиационной защиты должны быть переведены в ЯМ и поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ в следующих случаях:

суммарное количество ЯМ во всех открытых радионуклидных источниках, находящихся в организации, превысило значение минимального количества ЯМ, начиная с которого ЯМ подлежит учету в системе государственного учета и контроля ЯМ;

масса ЯМ в единичном закрытом радионуклидном источнике превышает значение минимального количества ЯМ, начиная с которого ЯМ подлежит учету в системе государственного учета и контроля ЯМ;

суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60% плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20% (данные о процентном содержании должны быть отражены в паспорте на источник), содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, превышает 800 г.;

суммарное количество урана во всех изделиях радиационной защиты, находящихся в организации не используемых и не планируемых к дальнейшему использованию, превысило значение минимального количества урана, начиная с которого ЯМ подлежит учету в системе государственного учета и контроля ЯМ.

38. Перевод РВ, изделий радиационной защиты в ЯМ должен осуществляться на основании акта комиссии, утвержденного руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

39. Комиссия организации должна назначаться распорядительным документом руководителя организации или лицом, им уполномоченным. В распорядительном документе должны быть определены состав комиссии и период ее полномочий. В состав комиссии должно быть включено должностное лицо, ответственное за учет ЯМ, и лицо, ответственное за учет и контроль РВ, РАО в организации.

В случае необходимости в организации создаются несколько комиссий.

40. Результаты работы комиссии, назначенной в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил, оформляются актом, который должен содержать:

основание для создания комиссии, ее состав;

основание для перевода РВ, изделий радиационной защиты в ЯМ;

выводы и предложения комиссии о возможности перевода подготовленных РВ, изделий радиационной защиты в ЯМ;

номера упаковок с РВ, подготовленных к переводу в ЯМ и идентификаторы пломб, установленных на упаковках;

данные, необходимые для снятия с учета РВ, изделий радиационной защиты, и данные, необходимые для постановки на учет ЯМ;

подписи всех членов комиссии.

41. Акт комиссии направляется в службу (подразделение), осуществляющую учет ЯМ в организации, и в службу (подразделение), осуществляющую учет РВ, РАО в организации.

42. На основании акта комиссии должен быть издан распорядительный документ руководителя организации о переводе РВ в ЯМ.

43. В случае если до возникновения необходимости перевода РВ, изделий радиационной защиты в ЯМ организация  не осуществляла обращение с ЯМ, она до проведения мероприятий по переводу РВ, изделий радиационной защиты в ЯМ должна:

организовать ЗБМ и службу (подразделение), осуществляющую государственный учет и контроль ЯМ в организации;

назначить материально ответственных лиц;

разработать и утвердить комплект необходимых нормативных и методических документов по обеспечению государственного учета и контроля ЯМ;

обеспечить подготовку персонала системы государственного учета и контроля ЯМ в организации;

подготовить материально - техническую базу обеспечения государственного учета и контроля в организации ЯМ;

пройти процедуру лицензирования и получить лицензию на обращение с ЯМ.