+7 (495) 723-19-70 ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Атомэксперт24

Атомэксперт24 - опытная экспертная организация, специализирующаяся в области проведения экспертизы документации по обеспечению ядерно-радиационной безопасности.

Мы оказываем помощь предприятиям, которым нужна атомная лицензия Ростехнадзора, Росатома и другие разрешительные документы для работы на объектах использования ядерной энергии.

Подробнее

 

Основные правила учета и контроля ядерных материалов. НП-030-12

Библиотека / Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии / Ядерная и радиационная безопасность (технические аспекты) / Атомные станции / Основные правила учета и контроля ядерных материалов. НП-030-12

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

  
 

 

УТВЕРЖДЕНЫ  
приказом Федеральной службы  
по экологическому, технологическому  
и атомному надзору  
от 17 апреля 2012 г. № 255

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

(НП-030-12)

 

 

 

Вступил в силу  

с «__» _________ 20__ г. 

 

  
 

Москва 2011


Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля ядерных материалов в любых химических соединениях и физических формах, любой формы собственности, в том числе ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных юридических лиц и временно находящихся на территории Российской Федерации.

Выпущены взамен «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-05)*.

Разработаны на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. № 255 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2012 г. № 25210.

____________________________ 
* Нормативный документ разработан в Федеральном бюджетном учреждении «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» авторским коллективом в составе: Петровский Н.П. – руководитель разработки, Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Алешкин Г.Г., Капитанова Е.С. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Хрокало И.О., Боков Д.А. (Ростехнадзор), Брыкин С.Н. (ФГУП «РосРАО»).


 

 

УТВЕРЖДЕНЫ  
приказом Федеральной службы  
по экологическому, технологическому  
и атомному надзору  
от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  
 

Федеральные нормы и правила

в области использования атомной энергии

«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»

НП-030-12

 

I.  Назначение и область применения

 

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025), Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6078; 2009, № 29, ст. 3642; 2010, № 23, ст. 2789; № 48, ст. 6246;2011, № 1, ст. 49; № 29, ст. 4281; № 29, ст. 4291;№ 30, ст. 4591; № 30, ст. 4596; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025), Федеральным законом от 26 июня 2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3021; 2011, № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7025), Федеральным законом от 8 марта 2011 г. № 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 11, ст. 1504; № 49, ст. 7025) постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. №1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № 14, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2188; 2009, № 18, ст. 2248; 2011, № 7, ст. 979).

2. Настоящие Правила устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля (далее – учет и контроль) ЯМ и специальных неядерных материалов (далее - ядерные материалы) в любых химических соединениях и физических формах.

3. Список сокращений, применяемых в настоящих Правилах, приведен в приложении № 1, термины и определения - в приложении № 2.

 

II. Общие положения

 

Структура государственного учета и контроля ядерных материалов

 

4. Учет и контроль ЯМ должен осуществляться:

в ЗБМ организации;

в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, в эксплуатирующих организациях (далее – организации);

Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»).

5. Государственный учет и контроль ЯМ включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения.**

____________________________

** Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 352  "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" 
 

 

Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов

 

6. ЯМ в организации подлежат учету и контролю, начиная с минимального количества, установленного п. 26 настоящих Правил.

7. Учет и контроль ЯМ при экспорте/импорте должен осуществляться в соответствии с настоящими Правилами.

8. ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля ЯМ.

9. Организации должны устанавливать ЗБМ в пределах пункта хранения ЯМ или ядерной установки.

10. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ЯМ.

11. К объектам с ЯМ (например, УЕ, технологическому оборудованию, помещениям) должны применяться СКД.

12. Учет ЯМ должен основываться на результатах учетных измерений параметров (характеристик) ЯМ, а также различных соединений, смесей, сплавов и изделий, УЕ, содержащих ЯМ, а также ЯМ в виде простых веществ (далее - продуктов), регистрации результатов измерений в качестве учетных данных. Допускается:

применение расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных исследований;

использование учетных данных, указанных в документах, подготовленных организацией-отправителем для УЕ, если отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ подтверждается надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждающими измерениями, визуальным контролем состояния УЕ.

13. Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки из него облученных продуктов.

14. Документально зарегистрированное количество ЯМ, находящихся в каждой ЗБМ, должно определяться в течение МБП на основании результатов измерений поступивших и отправленных продуктов и (или) с использованием расчетных методов оценки количества и состава продуктов, контролироваться путем оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным признакам, периодических сверок паспортов, сертификатов, журналов, содержащих учетные данные, необходимые для формирования отчетных документов (далее -  учетные документы), а также и отчетных документов.

Фактически наличное количество ЯМ должно определяться при проведении физической инвентаризации. Физической инвентаризации подлежат все ЯМ, находящиеся в ЗБМ. В процессе физических инвентаризаций ЯМ выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения параметров (характеристик) ЯМ. По завершении физической инвентаризации в ЗБМ должен подводиться баланс ЯМ, определяться ИР и ее погрешность в ЗБМ для каждого ЯМ.

15. Выводы об установлении факта аномалии в учете и контроле ЯМ должны делаться на основании результатов определения и анализа значений:

документально зарегистрированного и фактически наличного количества УЕ, ЯМ;

значений ИР и ее погрешности;

расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений параметров (характеристик) продуктов, ЯМ;

расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве УЕ, ЯМ.

16. Отчеты организаций в области учета и контроля ЯМ должны представляться по формам, в порядке и с периодичностью, введенными в действие в системе государственного учета и контроля ЯМ.

17. Исправление учетных данных допускается только путем внесения изменений в учетные документы в соответствии с установленным в организации порядком, с указанием даты и лица, внесшего изменения, и возможностью прочтения ошибочно сделанной записи.

18. В случае исправления отчетных данных предоставляются новые отчетные документы. 
 

III. Общие требования государственного учета и контроля

ядерных и специальных неядерных материалов

 

Ядерные и специальные неядерные материалы,

подлежащие учету и контролю

 

19. Учету и контролю в качестве ЯМ подлежат следующие химические элементы: плутоний, уран, торий; нуклиды: уран-233, уран-235, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252 и специальные неядерные материалы:

дейтерий, содержащийся в тяжелой воде, если его относительное изотопное содержание превышает 50 % (атомных долей), за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, находящейся в ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, а также на установках по получению и детритизации тяжелой воды;

тритий во всех соединениях, если отношение числа атомов трития к числу атомов других изотопов водорода (дейтерия и протия) более 1000;

литий-6 в любых соединениях, если содержание лития-6 в литии превышает его природную распространенность.

ЯМ, указанные в настоящем пункте, подлежат учету и контролю независимо от вида химических соединений и агрегатного состояния.

20. Учету и контролю подлежат ЯМ, содержащиеся во всех продуктах, за исключением:

урана и тория, содержащихся в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях  (учету на этих предприятиях подлежат уран и торий, содержащиеся в готовом продукте – оксиде или соли урана, тория);

ЯМ, содержащихся в ЗРИ, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимальное количество, указанное в приложении № 3 к настоящим Правилам;

обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических изделиях, применяемых для радиационной защиты;

урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих продуктах (указанные ЯМ подлежат учету после их выделения);

ЯМ, содержащихся в РАО и находящихся в хранилищах РАО, из которых невозможно их возвращение в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий.

Постановка на учет и снятие с учета ядерных и специальных

неядерных материалов

21. Снятию с учета подлежат:

ЯМ, используемые для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, а также переданные организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения;

ЯМ, использованные для изготовления открытых РИ и ЗРИ после оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего качество и характеристики РИ, и передачи РИ из ЗБМ на склад готовой продукции или организации-получателю, если суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ или в совокупности во всех передаваемых открытых РИ не превышает минимального количества, указанного в приложении № 3 к настоящим Правилам;

ЯМ, содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов водорода обедненном уране; в обедненном уране, использованном для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им специфических изделий, предназначенных для радиационной защиты после того, как они были изготовлены, паспортизованы, оформлены в виде УЕ в ЗБМ и переданы на склад готовой продукции или организации-получателю;

ЯМ, содержащиеся в РАО, из которых невозможно возвращение ЯМ в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий, с момента передачи этих РАО из ЗБМ в хранилища РАО.

22. ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации, а также изъятые из незаконного оборота. Постановку ЯМ на учет и снятие с учета организации производят в соответствии с настоящими Правилами.

23. Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, ставится на государственный учет после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора. Тогда же уран и уран-235, выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета.

Массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью аттестованных расчетных методик и (или) программных средств.

24. ЯМ должны быть сняты с учета в ЗБМ в случаях, предусмотренных в п. 21 настоящих Правил, а также после их передачи в другую ЗБМ той же организации или в другую организацию.

25. ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет при передаче этих продуктов для использования в мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет после их получения в организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей реактор.

26. ЯМ, находящиеся в обращении в организации, получаемые или отправляемые организацией, подлежат учету и контролю в системе учета и контроля ЯМ, если сумма значений масс ЯМ, находящихся в организации, в течение любого 12-месячного периода равна минимальному количеству, указанному в приложении № 3 к настоящим Правилам, или превышает его.

Если организация осуществляет обращение с продуктами, содержащими несколько различных ЯМ или смесь ЯМ, то требования настоящих Правил распространяются на них в случае превышения массы, хотя бы для одного из ЯМ, соответствующего минимального количества, приведенного в приложении № 3 к настоящим Правилам.

Если вышеупомянутые значения масс менее минимального количества, то такие ЯМ подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. 
 

Категории ядерных материалов

 

27. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями № 4 – 7 к настоящим Правилам.

28. Если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной массы во всех продуктах и указанных в приложениях № 4 – 7 к настоящим Правилам количественных пределов масс ЯМ тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером.

 

Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений

 

29. ЗБМ следует организовывать с учетом следующих требований:

масса ЯМ, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных параметров (характеристик) продуктов, ЯМ (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик, действующих в организации), а так же результатов полного пересчета и идентификации УЕ, тары, в которой находится ЯМ, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ЯМ;

должно быть обеспечено прекращение технологических операций при проведении физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ, в том числе отправка ЯМ из ЗБМ и получение ЯМ из других ЗБМ, формирование новых УЕ, за исключением участков производств, использующих непрерывную технологию переработки продуктов;

должны быть выделены в отдельные ЗБМ пункты хранения ЯМ в виде стационарных объектов и сооружений, являющиеся структурными подразделениями организации; суда с ядерными энергетическими установками; плавучие и береговые хранилища ядерного топлива судов; реакторные установки с бассейнами выдержки облученных тепловыделяющих сборок;

при организации ЗБМ должны быть предусмотрены организационные и (или) технические меры, предотвращающие возможность перемещений ЯМ за пределы ЗБМ минуя КТИ.

30. Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить контроль передач ЯМ в/из ЗБМ и определение их фактически наличного количества в ЗБМ.

31. Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее – руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ.

32. Учет и контроль ЯМ должен поддерживаться мерами по сохранению и (или) подтверждению имеющейся информации о ЯМ. Эти меры должны включать организационные мероприятия, СКД, а также их комбинации и обеспечивать непрерывный контроль доступа к ЯМ. Учет и контроль ЯМ должен поддерживаться также физической защитой ЯМ, ядерных установок и пунктов хранения ЯМ, включая контроль доступа персонала в помещения, где находятся ЯМ.

33.     В местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются ЯМ, устанавливаются идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения (далее – пломбы), удовлетворяющие национальным стандартам. Для контроля доступа к УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, при отправке УЕ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, хранении более одной смены УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 должны применяться пломбы с уникальными идентификационными признаками.

Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности УЕ, и целостность которых обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем.

34. В промежутках между инвентаризациями ЯМ необходимо выполнять выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95% пломб. Результаты контроля должны регистрироваться документально.

35. Применение пломб и обращение с пломбами в организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка подлинности и утилизация снятых или недоброкачественных пломб) должны осуществляться в соответствии с установленными организацией процедурами, удовлетворяющими национальным стандартам.

Данные процедуры должны быть отражены в программе применения пломб в организации, утвержденной руководителем организации.

36. Доступ в помещения ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, где хранятся ЯМ, и любые работы с этими ЯМ в хранилищах должны выполняться не менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ. 
 

IV. Организация измерений ядерных материалов

 

37. Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа измерений, включающая или содержащая ссылки на соответствующие документы: перечни КТИ, МВИ, стандартных образцов, средств измерений с указанием наименования и типа средства, процедур пробоотбора; сведения о периодичности проведения измерений, точности измерений, необходимой для выполнения требований и критериев, установленных в нормативных правовых актах Российской Федерации и в документах организации. В программе должны быть также указаны сроки составления и формы документов, в которых регистрируются результаты измерений. Программа должна утверждаться руководителем организации. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Допускается оформление одной программы, содержащей необходимые данные и ссылки на документы организации, для нескольких или всех ЗБМ организации.

38. Измерения в области использования атомной энергии входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации***.  Методики (методы) и стандартные образцы для измерений, внесенных в единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений**** 
в области использования атомной энергии, должны быть разработаны, аттестованы и оформлены в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

39. Расчетные методики, используемые для расчета количества ЯМ, должны быть оформлены в виде инструкций и содержать значение, порядок оценки погрешности результатов расчета по методике.

40. Средства измерений должны поверяться (калиброваться) в соответствии со стандартами в области метрологии.

41. В каждой организации должен осуществляться контроль качества измерений ЯМ, в том числе должны быть установлены процедуры проведения внутреннего контроля качества измерений.

42. В каждой организации должно быть назначено должностное лицо или лица, ответственные за организацию измерений ЯМ в целях их учета 
и контроля.

43. Документирование результатов измерений должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих стандартов в области метрологии.

____________________________ 
*** Статья 1  Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"

**** Пункт 2 Статьи 20 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" 
  
 

V. Передача ядерных материалов

 

Общие требования

 

44. Передача ЯМ между организациями должна сопровождаться оформлением:

предварительных уведомлений организации-получателя о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных как руководителем организации-отправителя, так и руководителем организации-получателя;

предварительных уведомлений структурного подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего надзор за организацией-отправителем, о планируемой отправке груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта);

приходно-расходной и сопроводительной документации.

45. Передача ЯМ между ЗБМ организации должна осуществляться на основании документов (графиков, накладных), утвержденных руководителем организации и подписанных уполномоченными лицами ЗБМ-отправителя и ЗБМ-получателя.

При передаче проб продуктов внутри организации допускается указывать в учетных документах только массу или объем продукта в пробе. Параметры (характеристики) продукта, масса ЯМ в пробе документируются после проведения анализа пробы.

46. В сопроводительных документах должны быть указаны типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ и другие необходимые данные. В паспортах УЕ, партии материала должны быть указаны количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также приведена погрешность массы брутто УЕ.

47. При получении УЕ в ЗБМ организации-получателя должны быть выполнены следующие процедуры:

внешний осмотр и проверка количества УЕ, контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ, определение соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным, указанным в сопроводительных документах;

подтверждающие измерения.

48. Вид и объем подтверждающих измерений УЕ должны определяться организацией, выполняющей эти измерения, исходя из:

вида ЯМ; 
количества ЯМ; 
передаваемых ЯМ, продуктов; 
типа тары и пломб; 
погрешностей измерений.

Документирование получения и отправления ядерных материалов

при их передаче между организациями

 

49. При получении ЯМ получателем в течение трех рабочих дней должны быть выполнены процедуры, установленные п. 47 настоящих Правил. Если при выполнении данных процедур не обнаружено аномалий и (или) нарушений в учете и контроле ЯМ, то должна быть произведена приемка на ответственное хранение и постановка на учет УЕ по данным сопроводительных документов.

Приемка и постановка на учет ЯМ получателем должна быть произведена не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов (формуляров, сертификатов) на них и выполнения подтверждающих измерений, если не превышены пределы допускаемых расхождений данных отправителя и получателя о ЯМ.

50. При отправлении ЯМ отправитель производит снятие их с учета после получения от получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью получателя подписи уполномоченного представителя в накладной.

 

Оценка расхождений данных отправителя и получателя

 

51. Расхождения данных отправителя и получателя о массе УЕ и (или) ЯМ при их передаче должны определяться как разница между значениями масс, указанных отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений получателем. Если результаты согласуются (расхождение данных отправителя и получателя находятся в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,99 (здесь доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов) с учетом погрешностей измерений отправителя и получателя), то ЯМ должны быть поставлены на учет получателем по данным отправителя.

Если результаты не согласуются, то проводится оценка значимости систематических расхождений данных отправителя и получателя на уровне доверительной вероятности 0,99.

52. При обнаружении статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя, а так же несоответствия фактических данных данным сопроводительных документов получатель должен проинформировать отправителя о наличии такого расхождения и подготовить СО о факте аномалии с учетом требований п. 85 настоящих Правил.

Отправитель и получатель совместно должны принять меры по выявлению причин расхождений. При этом до получения согласованных данных по ЯМ, содержащимся в УЕ, по которой были обнаружены несоответствия, эти ЯМ должны состоять на учете у отправителя. Ответственность за сохранность таких ЯМ несет получатель.

В случае принятия решения о необходимости проведения арбитражных измерений они должны быть выполнены независимой лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 
 

VI. Физическая инвентаризация, подведение материального баланса

и оценка инвентаризационной разницы ядерных материалов

в зоне баланса материалов

 

Общие требования

 

53. Физическая инвентаризация должна проводиться в целях:

определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ; 
установления соответствия фактических параметров УЕ существующим учетным данным; 
подведения баланса ЯМ, определения ИР и ее погрешности; 
проверки ведения учета и контроля ЯМ.

Физическая инвентаризация может быть первичной, плановой и внеплановой.

54. Физическая инвентаризация должна осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в организации.

55. При физической инвентаризации должны осуществляться:

подготовка к физической инвентаризации; 
составление СНК для ЗБМ на дату инвентаризации; 
проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов; 
проверка состояния пломб, анализ данных других СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ; 
учетные и (или) подтверждающие измерения, проверка атрибутивных признаков; 
оценка значений количеств неизмеренных потерь ЯМ и их погрешностей в соответствии с установленными в организации методиками; 
составление инвентаризационной комиссией СФНК, сверка данных СФНК с данными СНК; 
определение значений ИР и ее погрешности для каждого ЯМ.

56. Физическая инвентаризация должна завершаться подведением баланса для каждого ЯМ в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее погрешности с последующим статистическим анализом значимости ИР в соответствии с критериями, установленными в пунктах 69 и 70 настоящих Правил.

ИР данного ЯМ в ЗБМ определяется с помощью уравнения:

ИР = ФК – ДК = ФК – (НК + УВ – УМ),

где ФК – фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;

ДК – документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало инвентаризации (конец данного МБП);

УВ – документально зарегистрированное увеличение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок;

УМ – документально зарегистрированное уменьшение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь;

НК – документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало данного МБП.

57. Во время физической инвентаризации должно быть проверено наличие УЕ, наличие и состояние пломб, отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ. Во время физической инвентаризации или до нее должны быть определены массы ЯМ в продуктах (как в УЕ, так и в балк-форме). Значение массы ЯМ, а также значения погрешности определения этой величины для доверительной вероятности, равной 0,95, должны быть зафиксированы документально.

Значения масс ЯМ в технологических потерях, отложениях, накоплениях, а также погрешности этих значений должны быть определены на основании МВИ или расчетных методик, действующих в организации.

Значения погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ используются для определения погрешности ИР, оценки значимости расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений.

58. Ранее определенные значения масс ЯМ допускается использовать в качестве учетных и отчетных данных (при физических инвентаризациях, передачах ЯМ, составлении отчетов) только в тех случаях, когда их достоверность была подтверждена данными СКД, визуальным контролем состояния УЕ и (или) подтверждающими измерениями.

59. Объем подтверждающих измерений должен определяться в зависимости от объема применения и результатов контроля СКД, контроля состояния УЕ, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ЯМ. Статистически значимое расхождение между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ, УЕ, продуктов должно устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99.

Виды подтверждающих измерений, объем и порядок контроля состояния УЕ должны быть установлены в инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ либо в отдельно разработанной инструкции, утвержденной руководителем организации.

60. В случае обнаружения статистически значимого расхождения результатов учетных и подтверждающих измерений и (или) нарушения целостности пломб, СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, об этом должно быть сообщено руководителю организации, а также должны быть выяснены причины возникновения расхождения или нарушения. В случае обнаружения недостачи (излишка) следует выполнить новые учетные измерения, внести изменения в учетные документы, составить новые отчетные документы.

 

Периодичность плановых физических инвентаризаций

 

61. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от категории ЯМ в ЗБМ, технологических и других особенностей организации.

Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы, организованы и проведены не реже:

двух календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 1); 
трех календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 2); 
шести календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 3); 
двенадцати календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 4).

62. МБП для ЗБМ может быть увеличен решением Госкорпорации «Росатом» после согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на основании представленного эксплуатирующей организацией обоснования соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также перечисления применяемых дополнительных СКД, улучшающих сохранность ЯМ.

 

Организация физической инвентаризации

 

63. Распорядительным(и) документом(ами) руководителя организации должна(ы) быть назначена(ы) инвентаризационная(ые) комиссия(ии), определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, а также сроки представления отчетных документов по результатам инвентаризации.

64. В организации должна быть создана центральная инвентаризационная комиссия, а в ЗБМ (подразделениях) – рабочие инвентаризационные комиссии.

По решению руководителя организации допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции центральной и рабочей комиссий. В составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее трех человек. В случае необходимости внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии производится на основании распорядительного документа руководителя организации.

В центральную инвентаризационную комиссию должны входить:

главный инженер организации или заместитель руководителя организации (председатель); 
главный бухгалтер или его заместитель; 
представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации.

В состав центральной инвентаризационной комиссии могут включаться:

специалисты по компьютерному учету ЯМ организации, по физическим измерениям, статистике; 
представители службы безопасности организации; 
представители отдела технического контроля; 
другие специалисты.

65. После завершения физической инвентаризации в ЗБМ должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ и подведен баланс ЯМ в ЗБМ, определена и проанализирована ИР, составлены и утверждены МБО и СФНК. Акт составляется инвентаризационной комиссией и утверждается руководителем организации.

В акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть отражены:

результаты проверки ведения учетно-отчетной документации, проверки наличия и состояния хранения УЕ с ЯМ, а также результаты проверки состояния пломб;

сведения о выполненных в ходе физической инвентаризации учетных и подтверждающих измерениях ЯМ.

В акте также указываются все выявленные нарушения и аномалии в учете и контроле ЯМ (при их обнаружении), приводится краткий анализ причин их возникновения, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению.

В выводах должны быть представлены основные результаты физической инвентаризации, в том числе заключение о соответствии или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и значений ИР допускаемым пределам.

К акту инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть приложены протоколы всех измерений ЯМ, выполненных в ходе инвентаризации, а также особые мнения членов комиссии в случае их наличия.

При проведении первичной физической инвентаризации в акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ не указываются величина ИР в балансе ЯМ и оценка ее допустимого значения, поскольку баланс при первичной физической инвентаризации не подводится.

Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

66. Если в результате подведения баланса ЯМ не установлена аномалия в их учете и контроле, то зарегистрированное в СФНК количество ЯМ в ЗБМ должно использоваться в качестве документально зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ на начало следующего МБП.

67. Если в результате инвентаризации выявлена аномалия в учете и контроле ЯМ в данной ЗБМ, то председатель рабочей инвентаризационной комиссии должен немедленно уведомить об этом председателя центральной инвентаризационной комиссии и руководителя организации. Для подтверждения факта и выяснения причин аномалии должно быть проведено расследование, документально зарегистрировано фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ. 
 

Критерии аномалий в учете и контроле ядерных материалов

 

68. Недостача (излишек) УЕ в ЗБМ, обнаруженная(ый) при проведении физической инвентаризации, является аномалией в учете и контроле ЯМ.

69. Если в течение МБП, предшествующего данной физической инвентаризации, выполнялись учетные измерения ЯМ или таковые производились в процессе физической инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в учете и контроле этого ЯМ является превышение модулем ИР наименьшего из значений нижеперечисленных величин:

утроенной среднеквадратической погрешности определения ИР;

2% от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе физической инвентаризации – для промышленных ядерных установок;

3% от такой же величины – для исследовательских ядерных установок и заводских лабораторий;

3 кг – по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2;

8 кг – по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2 и 3;

50 кг - по урану-235 и 8 кг - по плутонию (для ЗБМ радиохимических заводов, в которых перерабатываются уран-плутониевые растворы);

70 кг – по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категории 4, в продуктах с концентрацией (содержанием) ВОУ менее 1 г/л (1 г/кг), а также:

любых продуктах, содержащих НОУ, природный и обедненный уран;

любых продуктах, содержащих ВОУ с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч =100 рад/ч.

70. Если в течение МБП и в процессе проведения физической инвентаризации учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, в том числе используемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ЯМ должны быть сделаны на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, а также проверки СКД. Объем случайной выборки УЕ, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям, определяется с помощью статистических методов, исходя из значений двух параметров: порогового количества ЯМ для обнаружения их недостачи (излишка) и вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества.

Для ЯМ категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет:

3 кг – для плутония, урана-233;

8 кг – для урана-235.

Для НОУ (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по урану-235.

Если масса ЯМ в ЗБМ меньше вышеуказанного значения, то пороговое количество составляет 30 % от массы данного ЯМ в ЗБМ.

Для остальных ЯМ значение порогового количества составляет 5% от документально зарегистрированного наличного количества данного ЯМ в ЗБМ на момент инвентаризации.

Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ЯМ для расчета объема выборки подтверждающих измерений при отсутствии показаний СКД о несанкционированном доступе приведена в приложении № 8к настоящим Правилам.

71. Внеплановая физическая инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с ЯМ, установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения ЯМ, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 
 

VII. Учетные и отчетные документы

 

Учетные документы

 

72. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом ЯМ, включая:

количество ЯМ в ЗБМ;

изменения количества ЯМ в ЗБМ.

73. В учетных документах должны быть отражены все изменения количества ЯМ для каждой учетной партии, параметры (характеристики) партии и исходные данные для формирования партии; указаны даты изменения количества ЯМ, сведения об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями), сведения о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации).

74. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ЯМ в учетных документах, включая результаты поверки (калибровки) всех средств измерений, данные об отборе проб и о результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений должны быть документированы.

 

Отчетные документы

 

75. Организации должны формировать из имеющихся ЗБМ ЗО, составлять справочную информацию об организации и сформированных в ней ЗО.

76. В каждой организации на основании учетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СНК, ОИК.

В каждой организации на основании отчетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗО: СНК ЗО, ОИК ЗО.

В каждой организации по результатам физической инвентаризации ЯМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СФНК, МБО.

77. Отчетные документы ЗО организации должны предоставляться в Госкорпорацию «Росатом» в формах, в порядке и в сроки, которые установлены Госкорпорацией «Росатом»*****.

Сроки представления отчетных документов ЗБМ должны обеспечивать своевременную подготовку и представление отчетных документов ЗО организации в Госкорпорацию «Росатом»*****. 
  
 

_______________________________

***** Подпункт 2, пункта 1, Статья 8  Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ  "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" 
 

78. Организация направляет отчетные документы ЗО на регулярной, заранее согласованной основе в эксплуатирующую организацию, в Госкорпорацию «Росатом», в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ЯМ (ФИС).

79. СНК ЗБМ и ОИК ЗБМ должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ и изменениях инвентарных количеств ЯМ в ЗБМ. СНК ЗО и ОИК ЗО должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ в ЗО и изменении инвентарных количеств ЯМ в ЗО.

80. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ должны быть подготовлены СФНК и МБО ЗБМ. МБО должен быть утвержден руководителем организации.

81. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ЯМ должны быть отражены:

начальное документально зарегистрированное количество ЯМ;

увеличение и (или) уменьшение количества ЯМ за отчетный МБП;

фактически наличное количество ЯМ, установленное по результатам физической инвентаризации;

значение ИР и ее погрешность;

предел допустимого значения модуля ИР, установленный в соответствии с п. 69 настоящих Правил.

82. Если при сравнении фактически наличного количества ЯМ с зарегистрированным в СНК наличным количеством была выявлена аномалия, то вместе с МБО ЗБМ должен быть подготовлен и представлен документ, подтверждающий обоснованность принятого значения фактически наличного количества ЯМ.

83. СФНК ЗБМ должен содержать информацию о фактически наличном количестве ЯМ в ЗБМ и должен быть составлен на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждых партии и вида ЯМ с указанием идентификационных и других характеристик для каждых партии и вида ЯМ отдельно.

84. СО должен быть составлен организацией в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ.

Информация о факте аномалии должна быть незамедлительно представлена организацией в Госкорпорацию «Росатом» и в Ростехнадзор, а СО – в течение трех дней с момента установления указанного факта.

85. СО должен содержать:

описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия;

характеристики ЯМ;

исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ;

план мероприятий по исключению подобной аномалии в организации в дальнейшем.

86. Отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения, по которым был составлен СО, должен быть представлен организацией в Госкорпорацию «Росатом» и в Ростехнадзор после проведения соответствующего расследования и принятия мер.

При передачах ЯМ такой отчет направляется также организации-отправителю.

87. Отчетные документы по ЗБМ, ЗО предоставляются организацией в Ростехнадзор по запросу. 
 

VIII. Учет и контроль ядерных материалов в организациях

88. Учет и контроль ЯМ в организациях осуществляется с учётом главы V Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов".

89. В организации должно быть разработано и утверждено руководителем положение по учету и контролю ЯМ, в котором должны быть отражены:

организация учета и контроля ЯМ в организации и в ЗБМ, подразделения и состав персонала, занятого учетом и контролем ЯМ, подчиненность подразделений учета и контроля ЯМ (функции, права и обязанности персонала этих подразделений должны определяться положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями);

применяемые в организации нормативные правовые акты Российской Федерации в целях учета и контроля ЯМ;

количество ЗБМ, ЗО их границы и структура;

применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля ЯМ;

применяемые в организации СКД;

перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов;

порядок и периодичность контроля наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ;

порядок и периодичность осуществления проверок состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ (проверки на уровне организации должны осуществляться не реже одного раза в год);

порядок расследования аномалий в учете и контроле ЯМ;

порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю ЯМ;

порядок проведения физических инвентаризаций;

порядок оперативно-технического учета;

меры контроля и учета ЯМ при/после ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций.

Требования и процедуры, установленные в положении (инструкции) и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии.

90. В организации должна быть разработана программа  применения пломб, утвержденная руководителем организации. В ней должны быть установлены:

типы используемых пломб;

порядок (процедуры) обращения с пломбами:

заказ, приобретение, входной контроль, хранение;

установка, контроль, снятие;

утилизация;

персонал, допущенный к процедурам обращения с пломбами, и порядок его подготовки;

порядок учета процедур обращения с пломбами;

порядок документирования результатов установки и проверки пломб;

порядок контроля качества применения пломб на уровне организации;

порядок реагирования при нарушениях применения пломб и расследования причин таких нарушений.

Программа применения пломб в организации должна учитывать порядок применения пломб, установленный национальными стандартами, распространяющимися на эти устройства.

91. В организации должна быть создана служба (подразделение) учета и контроля ЯМ организации.

92. Достоверность учетных данных об идентификаторах УЕ и местоположении УЕ в ЗБМ должна быть не менее 95% при доверительной вероятности 0,95.

93. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ЯМ, в которых должны быть определены:

границы и структура ЗБМ;

места размещения ЯМ на схеме ЗБМ (хранилище, установка, рабочие места);

характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ;

КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений;

СКД;

процедуры учета и контроля ЯМ, применяемые в данной ЗБМ;

процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО;

формы учетной документации (или ссылка на эти формы);

формы отчетной документации (или ссылка на эти формы);

формы всех видов документов – журналов, накладных, требований, нарядов, расписок (или ссылка на эти формы), оформляемых при каждой операции при передаче ЯМ. По каждому документу указываются количество экземпляров, подписи, место хранения.

94. Любые потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований, с учетом требований главы IV настоящих Правил.

95. Приказом руководителя организации для каждой ЗБМ должны назначаться лица, материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители), с которыми необходимо заключить договоры о материальной ответственности.

96. Передача ЯМ от материально ответственного лица другим лицам должна быть оформлена документально.

97. Передача ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально с указанием наименований продуктов, видов ЯМ. Процедуры оперативно-технического учета должны обеспечивать сплошной непрерывный документальный учет всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений параметров (характеристик) продуктов.

98. Постановка на учет обнаруженного неучтенного ЯМ должна быть осуществлена на основании учетных измерений, выполненных для обнаруженного неучтенного продукта, оформления учетных документов в соответствии с рекомендациями (заключением) комиссии, расследовавшей факт обнаружения неучтенного ЯМ.

99. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ в подразделении (в ЗБМ) проводится по утвержденным инструкциям, методикам, положениям, которые включают в себя описание следующих мероприятий:

проверки соблюдения требований по учету и контролю ЯМ в подразделении и в ЗБМ;

проверки полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета;

проверки функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в ЗБМ);

проверки ведения учетной и отчетной документации;

сверки (полной или выборочной) данных учетных и отчетных документов;

проверки порядка организации и проведения физических инвентаризаций и подведения баланса ЯМ;

проверки порядка применения СКД;

проверки наличия ЯМ в местах их нахождения, выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, проведения подтверждающих измерений;

проверки наличия и качества методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего;

проверки процедур оценки потерь ЯМ;

контроля проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ и принятия необходимых мер;

проверки наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала.

100. По результатам проверки состояния учета и контроля ЯМ, выполненной комиссией или уполномоченным должностным лицом, должен быть составлен акт проверки, в котором необходимо указать обнаруженные недостатки, нарушения в учете и контроле ЯМ и рекомендации по их устранению. Акт должен быть утвержден руководителем службы учёта и контроля ЯМ организации.

Во исполнение рекомендаций утвержденного акта проверки должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных недостатков и нарушений. Выполнение мероприятий в установленные сроки должно контролироваться руководителем службы учёта и контроля ЯМ организации.

101. Персонал, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов должен проходить подготовку, переподготовку и проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учёта и контроля ядерных материалов.*******

_________________

 ******* Пункт 5  Статьи 2 Федерального закона от 08.03.2011 № 35-ФЗ  "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии"


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 

к Основным правилам учета 

и контроля ядерных материалов,  

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

Список сокращений

 

ВОУ  
 

-  высокообогащенный уран

ЗБМ  
 

-  зона баланса материалов

ЗО  
 

-  зона отчетности

ЗРИ  
 

-  закрытый радионуклидный источник

ИР  
 

-  инвентаризационная разница

КТИ  
 

-  ключевая точка измерений

МБО  
 

-  материально-балансовый отчет 

МБП  
 

-  межбалансовый период

МВИ  
 

-  методика выполнения измерений

НОУ  
 

-  низкообогащенный уран

ОИК  
 

-  отчет об изменении инвентарного количества

РИ  
 

-  радионуклидный источник

РАО  
 

-  радиоактивные отходы

РВ  
 

-  радиоактивное вещество

СКД  
 

-  средство контроля доступа

СНК  
 

-  список наличного количества

СО  
 

-  специальный отчет

СФНК  
 

-  список фактически наличного количества

УЕ  
 

-  учетная единица

ЯМ

- ядерные и специальные неядерные материалы

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 

к Основным правилам учета 

и контроля ядерных материалов, 

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

Термины и определения

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения:

Арбитражные (проверочные) измерения – измерения количественных характеристик ЯМ, УЕ, которые проводятся в случае обнаружения аномалий.

Атрибутивные признаки – признаки объекта, допускающие их проверку средствами визуального и (или) инструментального контроля.

Вид ядерных материалов – совокупность ЯМ, параметры которых находятся в области, устанавливаемой Госкорпорацией «Росатом» и (или) эксплуатирующей организацией.

Высокообогащенный уран – уран с обогащением не менее 20% по изотопу урана-235.

Документально зарегистрированное количество ядерного материала – значение количества ЯМ, находящегося в данное время в ЗБМ, ЗО организации, определенное по имеющимся учетным данным.

Закрытый радионуклидный источник – источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

Ключевая точка измерений – место в ЗБМ, где проводятся учетные и (или) подтверждающие измерения.

Межбалансовый период – промежуток времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями.

Нарушения в учете и контроле ядерных материалов – ошибки в учетных и/или отчетных документах, не приведшие к аномалиям в учете и контроле ЯМ; повреждения пломб; несоответствие атрибутивных признаков УЕ  зарегистрированным данным; несоответствие порядка производства, использования, передач ЯМ, размещения УЕ требованиям нормативных документов.

Низкообогащенный уран – уран с обогащением, большим 0,73%, но менее 20 % по изотопу урана-235.

Оперативно-технический учет – учет продуктов в технологическом процессе, основанный на измерениях отдельных параметров продуктов, контроле их переработки и передач в процессе технологических операций между исполнителями работ.

Отчетные данные – данные о продуктах и ЯМ, непосредственно (без пересчета) используемые для составления отчетных документов ЗБМ, ЗО организации.

Партия материала (учетная партия) – совокупность (порция) ЯМ  (продукта), содержащаяся в одной или нескольких УЕ, технологическом оборудовании, количественный и (или) качественный состав которого в целях учета и контроля определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.

Подтверждающие измерения – измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных УЕ, партий ЯМ.

Потери ядерных материалов – уменьшение количества ЯМ в ЗБМ, обусловленное сбросами и выбросами жидких и газообразных продуктов, потерями продуктов в результате аварий, утрат.

Средства контроля доступа – технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа к ЯМ. Подразделяются на системы наблюдения и пломбы .

Учетная единица – объект, содержащий ЯМ, имеющий индивидуальный атрибутивный признак или индивидуальную совокупность атрибутивных признаков, параметры которого зарегистрированы в учетных документах, а целостность подтверждена мерами контроля доступа с момента регистрации учетных данных.

Учетные данные – параметры продуктов, ЯМ, атрибутивные признаки УЕ, используемые для сбора и хранения в рамках ведения учета.

Учетные измерения – измерения характеристик ЯМ, продуктов, результаты которых используются для определения данных, регистрируемых в учетных документах.

Фактически наличное количество ядерного материала – измеренная или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами физической инвентаризации масса ЯМ, фактически имеющегося в наличии в ЗБМ в данное время.

Ядерный материал в балк-форме – ЯМ, содержащийся в продукте, не являющемся УЕ.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 

к Основным правилам учета 

и контроля ядерных материалов,  

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому, 

технологическому и атомному надзору

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

Минимальное количество ядерных материалов в организации,

начиная с которого они подлежат учету и контролю

 

 п/п

ЯМ

Минимальное количество ЯМ

Наименьший (младший) разряд числового значения массы ЯМ в отчетных документах

1

Плутоний

15 г

граммы

2

Уран-233

15 г

граммы

3

Уран с содержанием изотопа U-235 в уране более 0,73 %

15 г 

по изотопу U-235

граммы

4

Нептуний-237

15 г

граммы

5

Совокупность ЯМ, перечисленных в пп. 1 – 4 данной таблицы

15 г 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235 и

Np-237

граммы

6

Америций-241

1 г

десятые доли грамма

7

Америций-243

1 г

десятые доли грамма

8

Калифорний-252

0,001 г

микрограммы

9

Уран с содержанием изотопа U-235 в уране не более 0,73 %

500 кг

килограмм

10

Торий

500 кг

килограмм

11

Литий-6

1 кг

десятые доли килограмма

12

Тритий, за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде

0,2 г

сотые доли грамма

13

Дейтерий, за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде,применяемой в ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, а также в установках по получению и детритизации тяжелой воды

200 кг атомов

дейтерия

десятые доли килограмма

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 

к Основным правилам учета 

и контроля ядерных материалов,  

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

 

Ядерные материалы категории 1

 

Продукты

ЯМ

Масса ЯМ, кг, не менее 

Металлические продукты:  
металлические изделия, заготовки;  
слитки, крупка, их сплавы и смеси;  
топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; 
бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Pu (здесь и далее, если не оговорено иное, символом Pu обозначен плутоний любого состава с содержанием Pu-238 не более 60 %), U-233

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ и других ЯМ

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235,  

Np-237, Am, Cf

Продукты с высоким содержанием ЯМ:  
карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;  
топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений; другие продукты с концентрацией (содержанием) ЯМ  
не менее 25 г/л (25 г/кг)

Pu, U-233

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

20 

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ и других ЯМ

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 

к Основным правилам учета 

и контроля ядерных материалов,  

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

 

Ядерные материалы категории 2

 

Продукты

ЯМ

Масса ЯМ, кг

Металлические продукты:  
металлические изделия, заготовки;  
слитки, крупка, их сплавы и смеси;  
топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;  
бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Pu, U-233

> 0,5, 

но < 2 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

> 1, 

но  < 5 

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

> 0,5, 

но < 2 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

Продукты с высоким содержанием ЯМ:  
карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;  
топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений; другие продукты с концентрацией (содержанием) ЯМ не менее 25 г/л (25 г/кг)

Pu, U-233

> 2 , 

но < 6 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

> 6, 

но < 20 

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

> 2, 

но < 6 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

Продукты с низким содержанием ЯМ:  
продукты, требующие сложной обработки;  
продукты с концентрацией (содержанием) ЯМ от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)

Pu, U-233

> 16 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

> 50 

по изотопу U-235

Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и

 других ЯМ

>16 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6  

к Основным правилам учета  

и контроля ядерных материалов,  

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,  

технологическому и атомному надзору  

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

 

Ядерные материалы категории 3

 

Продукты

ЯМ

Масса ЯМ, кг

Металлические продукты:  
металлические изделия, заготовки; 
слитки, крупка, их сплавы и смеси; 
топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;  
бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Pu, U-233

> 0,2, 

но  < 0,5 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

> 0,5, 

но  < 1 

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

? 0,2, 

но  < 0,5 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

Продукты с высоким содержанием ЯМ:  
карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;  
топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений; другие продукты с концентрацией (содержанием) ЯМ не менее 25 г/л (25 г/кг)

Pu, U-233

> 0,5, 

но  < 2 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

> 2,

но  < 6

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

> 0,5 , 

но  < 2 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

Продукты с низким содержанием ЯМ:  
продукты, требующие сложной обработки;  
продукты с концентрацией (содержанием) ЯМ от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)

Pu, U-233

> 3, 

но  < 16 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

> 8, 

но  < 50 

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

> 3 , 

но  < 16 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7  

к Основным правилам учета  

и контроля ядерных материалов,  

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору 

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

 

Ядерные материалы категории 4

 

Продукты

ЯМ

Масса ЯМ, кг, не более

Металлические продукты:  
металлические изделия, заготовки;  
слитки, крупка, их сплавы и смеси;  
топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; 
бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Pu, U-233

0,2 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

0,5 

по изотопу U-235

Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

0,2 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

Продукты с высоким содержанием ЯМ:  
карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;  
топливные элементы и сборки, содержащие топливо  
из вышеупомянутых соединений; другие продукты с концентрацией (содержанием) ЯМ не менее 25 г/л (25 г/кг)

Pu, U-233

0,5 

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

0,5 

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf

Продукты с низким содержанием ЯМ:  
продукты, требующие сложной обработки;  
продукты с концентрацией (содержанием) ЯМ от 1 до 25 г/л  
(от 1 до 25 г/кг)

Pu, U-233

по сумме масс 

Pu и U-233

ВОУ

по изотопу U-235

Смесь, совокупность 

Pu, U-233, ВОУ 

и других ЯМ

по сумме масс 

Pu, U-233, U-235, 

Np-237, Am, Cf 

Все другие продукты, включая:  
продукты, содержащие Pu, U-233, ВОУ с концентрацией (содержанием) менее 1 г/л (1 г/кг);  
любые соединения урана с содержанием U-235 в уране менее 20 %;  
любые продукты, создающие мощность поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч =100 рад/ч;  
любые соединения: Pu с содержанием изотопа Pu-238 более 60 %, тория, нептуния-237, америция-241, америция-243 и калифорния-252;  
специальные неядерные материалы и любые их соединения

Суммарная масса всех ЯМ не менее минимальных количеств, приведенных в табл. приложения № 3

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8  

к Основным правилам учета 

и контроля ядерных материалов,  

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» _________ 20__ г. № _____

 

  

 

Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений при отсутствии показаний средств контроля доступа о несанкционированном доступе

 

Объем применения СКД к ЯМ

Вероятность обнаружения, %,

не менее

для категорий  
1, 2, 3

для категории  
4

Только пломбы на УЕ

50

30

Только система наблюдения за ЯМ

50

30

Пломбы и одно СКД другого вида

25

9

Пломбы и одновременно (n-1) разнообразных СКД

100 (0,5)n

100 (0,3)n

 

Системы наблюдения за ЯМ включают:

автоматизированные технические системы, устройства (мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения, датчики контроля вскрытия дверей, люков, аварийные сигнализаторы);

технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.

Результаты показаний элементов системы наблюдения должны быть оформлены документально и представлены инвентаризационной комиссии.

Если ЯМ представлены в форме УЕ, целостность которых при нахождении в ЗБМ на МБП обеспечена их конструкцией (например неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ЯМ, покрытые оболочками, в результате чего ЯМ не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек), и может быть подтверждена (визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ЯМ при расчете объема выборки подтверждающих измерений используются параметры обнаружения, аналогичные применяемым к УЕ, которые оснащены пломбами.